Анна Слепченко — Гренобльская высшая школа бизнеса, Великобритания

Образование за рубежом — честный, а часто еще и бес­платный способ отсрочить выход на работу после окон­чания вуза.

Путешествия, «про­качка» иностранного языка, друзья со всех концов мира, но глав­ное — престижный диплом и бесценный багаж знаний — плюсы образования за рубежом очевидны. Среди минусов — трудности, связанные со сбо­ром документов, поступлением и расходами на обучение. Впро­чем, без паники — наша геро­иня собственным примером доказывает: документы, как и чемоданы, можно собрать за пару дней, расходы — свести к минимуму, а попасть в число студентов зарубежного вуза уж точно не сложнее, чем получить 100 баллов за ЕГЭ.

Получив степень бакалавра бизнеса в МГУ, я мечтала про­должить обучение в Лондоне, в Гренобльской высшей школе бизнеса, вот только стоимость программы была для нашей се­мьи практически неподъемной. Но однажды на сайте универ­ситета появилось объявление: британская королевская семья выдает гранты для поступаю­щих в магистратуру. Я быстро заполнила онлайн-анкету, на­писала несколько эссе на предложенные темы, и скоро при­шел ответ: грант одобрен, один из членов королевской семьи готов оплатить половину стои­мости моего обучения. Остава­лось только собрать докумен­ты (скан диплома и паспорта, резюме и рекомендации, ре­зультаты IELTS), сделать визу — и вот я уже в списке студен­тов.

Учиться, к слову, оказалось намного сложнее, чем полу­чить заветный грант. Занятия у нас были каждый день с девя­ти утра до пяти вечера, но ча­сто приходилось задерживать­ся в университете и до 22 часов для подготовки групповых про­ектов. Домашние задания при этом никто не отменял — их было очень много, на сон ино­гда оставалось по четыре часа в сутки, а во время сессий и то­го меньше. Это в российских вузах экзамены обычно быва­ют раз в 2-3 дня, здесь же они проходили ежедневно. И если ты не готов по какому-то предмету, шансов быстренько все выучить за день перед экзаме­ном не будет. Разумеется, про­гулы, хвосты, опоздания, спи­сывание здесь были вне закона.

Но самое главное — не было привычных для российских студентов лекций и семинаров, весь презентационный матери­ал обсуждался сразу и подво­дился под практическое применение. Нас заставляли думать, работать, а не просто заучивать факты. Стоит ли говорить, что при столь интенсивном учеб­ном процессе у меня не остава­лось времени на подработку?

А ведь грант не покрывал сто­имости проживания в Англии. Но мне повезло: все расходы взяли на себя родители, кото­рые, кстати, совсем не олигар­хи. Так что я жила в коммуналке, одевалась в масс-маркете, питалась в столовых — и это было даже здорово, настоящая студенческая жизнь.